СЦЖК – универсальные кислоты

Органические кислоты – это органическое соединения с кислотными свойствами, связанные с из карбоксильной группой «-COOH». Для выбора оптимального решения той или иной проблемы важно понимать разницу в химических свойствах и принципе действия этих компонентов. Несмотря на то, что СЦЖК относятся к категории органических кислот, их химическая структура отличается от стандартных кислот этой группы. Таким образом, СЦЖК продолжают доказывать свою высокую эффективность в выращивании животных, оказывая положительное влияние на состояние здоровья и улучшая производственные характеристики как непосредственно на уровне животного, так и корма.

Антибактериальный эффект. Константа диссоциации (КД) и гидрофильно-липофильный баланс (ГЛБ)

Кислоты можно разделить на несколько подгрупп в зависимости от их молекулярной структуры и химических характеристик (рис. 1). Основными факторами, определяющими антибактериальную эффективность и способность снижать рН, являются КД и ГЛБ кислот.

Каждая кислота обладает своей константой диссоциации (КД), которая равна рН, в котором 50% кислоты присутствует в недиссоциированной форме, а 50% в диссоциированной. Если рН окружающей среды выше, чем КД кислоты, кислота переходит в диссоциированную форму. В тот время, как муравьиная (КД = 3,75), молочная (КД = 3,86), фумаровая (КД = 3,02) и лимонная (КД = 3,10) кислоты являются типичными кислотами, снижающими рН, такие кислоты, как пропионовая (КД = 4,88), масляная (КД = 4,82), уксусная (КД = 4,76) и смесь СЦЖК (КД = 5) останутся менее диссоциированными, что позволит таким кислотам приближаться к отрицательно заряженным бактериям и оказывать антибактериальное действие, а не снижать рН.

Рис. 1. Органические кислоты, используемые в коммерческих целях

Не стоит забывать о том, что даже среди антибактериальных кислот существует большая разница в эффективности. Этот факт обусловлен различиями в гидрофильно-липофильном балансе (ГЛБ), который представляет собой соотношение гидрофильных и гидрофобных частиц в молекуле. Мембрана бактериальной клетки состояит из фосфолипидов, которые являются амфифильными, а это означают, что они содержат гидрофильную и липофильную части. Для наибольшей эффективности кислоты при дестабилизации мембраны бактериальной клетки, ГЛБ молекулы кислоты должен быть схож с ГЛБ мембраны бактериальной клетки. Гидрофильно-липофильный баланс молекул СЦЖК наиболее схож с ГЛБ мембраны бактериальной клетки, что позволяет смеси среднецепочечных жирных кислотам оказывать наибольшее антибактериальное действие (Таблица 1).

Таблица 1. Минимальные ингибиторные концентрации (МИК) СЦЖК и других кислот (антибактериальная активность в лабораторных условиях).

Очевидно, что и другие свойства, такие как физическое состояние, запах и вкус также являются важными факторами, оказывающими влияние на применение тех или иных кислот.

Механизм действия

Органические кислоты обладают разным механизмом действия в зависимости от их химических характеристик. Безусловно, одним из наиболее известных эффектов органических кислот является регулирование кислотности. Такие кислоты, как муравьиная, фумаровая и молочная диссоциируют при контакте с водой, что приводит к снижению рН. Таким образом, органические кислоты с низким значением КД способны оказывать бактериостатическое действие на животных через питьевую воду или в корма. Снижение pH в желудке также способствует лучшему усвоению белка.

Вторая группа кислот обладает прямым антибактериальным действием. Эта группа особенно важна при необходимости сокращения количества антибиотиков и включает в себя кислоты с относительно высоким значением КД. Эти кислоты остаются недиссоциированными, дестабилизируют мембрану микробной клетки и нарушат метаболизм бактерий за счет снижения внутриклеточного pH и интеркаляции ДНК. В этом отношении СЦЖК превосходит любые другие типы кислот из-за их высокого значения КД и оптимального ГЛБ. Кроме того, СЦЖК оказывают антибактериальное действие непосредственно на уровне желудка и воздействуют исключительно на Энтеробактерии, оставляя нетронутыми полезные Лактобактерии.

Другие положительные эффекты определённых органических кислот включают в себя улучшение морфологии кишечника (например, увеличение длины ворсинок и улучшение соотношения ворсинок и крипт), снижение вирулентности патогенной микрофлоры (например, Сальмонеллы), укрепление иммунитета (за счёт увеличения продолжительности жизни нейтрофилов), противовирусное и противогрибковое действия. В Таблице 2 приведён обзор эффектов, оказываемых различными кислотами. Благодаря недавним исследованиям было доказано влияние СЦЖК на такие вирусные заболевания, как РРСС, ЭДС и АЧС.

Таблица 2: обзор эффектов различных кислот. «+» – положительный эффект, «0» – нет эффекта, «-» – может иметь отрицательный эффект, «0 / +» – сама кислота не обладает эффектов, однако её производные могут оказывать эффект.

Применение и решения

В зависимости от химических характеристик и механизма действия можно выбрать наиболее подходящие решения для различных задач. Для решения некоторых задач использование простых органических кислот может быть наиболее обоснованным, однако благодаря своей универсальности, СЦЖК обладает гораздо большим спектром действия. Благодаря большому опыту использования СЦЖК, Agrimprove разработала решения для многих задач. Недавно мы анонсировали продукт под названием ФидЛок, в основе которого находится 100% смесь СЦЖК. Добавка используется для предотвращения распространения оболочечных вирусов через корм. Другая добавка Юбисол поможет улучшить состояние здоровья животных при помощи питьевой воды.

Ваш специалист Agrimprove

Kobe Lannoo
Category manager pigs
+324 78 20 51 54

Stay up-to-date

Would you like to be kept informed of our latest developments? Register here and stay up to date.

I'm interested in(Required)
Consent(Required)
This field is for validation purposes and should be left unchanged.

MCFA, versatile acids

Organic acids can be defined as organic compounds with acidic properties associated with their carboxyl group ‘-COOH’. It is of high importance to understand the different chemical properties and actions of these components to choose the most optimal solution for the challenge in place. Although MCFA can be classified in the category of organic acids, their chemical structure differs from standard organic acids. In this way, MCFA continue to prove their versatility in raising healthy animals by offering a broad range of beneficial effects on feed and animal level.

Antibacterial? pKa and HLB

Acids can be divided in several subgroups depending on their molecular structure and chemical characteristics (Figure 1). Two properties, the pKa and HLB value, are major factors determining the antibacterial and pH reducing capability of the different acids.

Each acid has its own pKa value which is equal to the pH at which 50% of the acid appears in its undissociated form and 50% in its dissociated form. If the environmental pH is lower than the fixed pKa value, the acid will shift towards its undissociated form. When the environmental pH is higher than the pKa value of the acid, the acid will shift towards its dissociated form. In this way, acids such as formic (pKa = 3.75), lactic (pKa = 3.86), fumaric (pKa = 3.02) and citric acid (pKa = 3.10) are typical pH-reducing acids while propionic acid (pKa = 4.88), butyric acid (pKa = 4.82), acetic acid (pKa = 4.76) and MCFA (pKa = 5) will remain more undissociated enabling these acids to approach negatively charged bacteria and act antibacterial, rather than reducing the pH.

Figure 1: Commercially used organic acids

Even within the group of antimicrobial acids there is a large difference in effectiveness. This can be mainly explained by differences in the hydrophilic lipophilic balance (HLB) which is an expression of the ratio of hydrophilic over hydrophobic parts in a molecule. A bacterial cell membrane consists out of phospholipids which are amphiphilic, meaning that they contain a hydrophilic and a lipophilic part. For an acid to be an efficient destabilizer of the bacterial cell membrane, the HLB of the acid molecule must be similar to that of the bacterial cell membrane. Especially MCFA show this great similarity on HLB resulting in the highest antibacterial effect (Table 1).

Table 1: MIC value comparison between MCFA and other acids (in vitro antibacterial activity)

Obviously many other properties such as physical state, smell and taste are also important factors determining application, processing and actions of the different acids.

Mode of action

Organic acids have different actions depending on their specific chemical characteristics. Regulation of the acidity is probably the most well-known effect of organic acids. Acids such as formic, fumaric and lactic acid will typically dissociate when coming in contact with water, resulting in a reduction of the pH value. In this way, organic acids with a low pKa value might exert a bacteriostatic effect in the animal, in drinking water or in feeds. A pH reduction in the stomach also leads to better protein digestion.

A second group of acids has direct antibacterial effects. This group is particularly important with regard to the reduction of antibiotics and typically entails acids with a relatively high pKa value. These acids will remain undissociated, destabilize the microbial cell membrane and disturb the bacterial metabolism by reducing the intracellular pH and intercalation with DNA. MCFA are outperforming any other type of acids in this respect due to their high pKa value and optimal HLB. Furthermore, MCFA act antibacterial directly at stomach level in comparison to coated acids and are selective towards Enterobacteriaceae leaving the beneficial Lactobacilli untouched.

Other modes of action which are more assignable to specific acids include improvements of gut morphology (e.g. longer villi, higher villi:cryp ratio…), reducing pathogen virulence (e.g. Salmonella), improving immunity (e.g. longevity neutrophils, decreased inflammation…), antifungal and antiviral properties. Table 2 gives a comprehensive overview on the effects of different acids on this level. Lately the effects of MCFA against different emerging viral diseases like PRRS, PED and ASF have been scientifically proven by independent research institutes and universities.

Table 2: Overview of activities of different acids. ‘+’ = positive impact, ‘0’ = no impact, ‘-‘ = can have negative effect, ‘0/+’ = native acid has no effect, but derivatives have some.

Applications and solutions

Depending on the chemical characteristics and actions, it’s possible to define the most suited solutions for different challenges. For very specific applications, simple organic acids might still be the most desired solution. On the other hand, based on the versatility of actions and strengths, MCFA offer a broader range of benefits. By applying expertise in optimizing MCFA based solutions, Agrimprove has developed specific solutions focused on different challenges. In this way, Agrimprove has recently launched the 100% MCFA-based solution FeedLock to mitigate the spreading of enveloped viruses via feed and Eubisol, a synergistic mixture of organic acids and MCFA to improve animal health in a flexible way via drinking water.

Your Agrimprove Expert

Kevin Vanneste
Product manager
+324 99 23 90 97