Продолжая борьбу с микотоксинами

Микотоксины являются натуральными токсичными элементами, представляющими опасность как для человека, так и для животных. Несмотря на существенный прогресс в диагностике и поиске решений, полная профилактика микотоксинов очень сложна. Для снижения риска заражения микотоксинами необходим полный контроль производственно-продовольственной цепи. Ожидая увеличение численности населения до 9 миллиардов к 2050 году, мы готовимся столкнуться с большими сложностями в сфере обеспечения потребителей здоровыми и безопасными продуктами питания. В целях повышения безопасности продуктов питания необходимо максимально сократить количество микотоксинов. Однако, в связи с климатическими изменениями и участившимися случаями экстремальных погодных явлений возрастает и риск возникновения микотоксинов в сырье, а затем и в организме животного/человека.

От поля до тарелки

Выработка микотоксинов в полевых условиях или при хранении зависит от большого количества факторов, среди которых температура, влажность и факторы стресса. Несмотря на все профилактические меры, большинство кормового сырья заражено хотя бы одним типом микотоксинов. Формирование микотоксинов привязано к географическому месторасположению региона, однако их распространение является проблемой мирового масштаба.

Присутствие микотоксинов в организме человека главным образом обусловлено его прямым потреблением растительных продуктов, таких как зерновые, орехи, злаковые и фрукты, в то время как проникновение микотоксинов в организм через продукты животного происхождения (например, мясо, молоко, яйца) вызывает меньшее опасение. Единственным исключением является Афлатоксин М1, присутствующий в молоке – побочный продукт Афлатоксина B1, вырабатываемого в процессе пищеварения молочного КРС. Афлатоксин является канцерогеном и его присутствие в кормах и продуктах питания строго регулируется государственными надзорными органами. Несмотря на относительно невысокий риск попадания микотоксинов из кормов в продукты питания, они оказывают значительное влияние на показатели производительности животных.

Эффективность любого адсорбента микотоксинов должна быть подтверждена результатами лабораторных испытаний и испытаний на животноводческом комплексе

Микотоксины в животноводстве

Проблемы, вызванные присутствием микотоксинов сложно диагностировать на уровне животноводческого комплекса. В редких случаях концентрация микотоксинов достигает такого высокого уровня, что у животных проявляются клинические симптомы заражения. К таким симптомам можно отнести рвоту, отёчность репродуктивных органов, проблемы с органами дыхания и почками. Однако, в большинстве случаев концентрация микотоксинов остаётся невысокой, что приводит к субклинической картине заражения. Результатом такого заражения является снижение эффективности производства, повышение чувствительности к различным заболеваниям и в конечном итоге ухудшение общего состояния здоровья.

Контроль рисков 

Вне зависимости от географического местоположения региона, большинство производителей кормов признают влияние микотоксинов на здоровье и зоотехнические характеристики животных. Для контроля риска заражения микотоксинами принимаются комплексные меры, которые начинаются с мониторинга используемого сырья во избежание использования заражённых кормовых ингредиентов.

Однако, несмотря на все принимаемые меры, далеко не всегда удаётся полностью предотвратить попадание микотоксинов в комбикорма и оградить животных от их пагубного воздействия. Это обусловлено следующим факторами:

  • Доступность высококачественного сырья зависит от погодных условий в течение года, условий рынка, стоимости и рецептуре
  • Результат мониторинга кормового сырья напрямую зависит от качества отбора образцов
  • Не всё кормовое сырьё подлежит мониторингу на все типы микотоксинов
  • Скрытые микотоксины не могут быть распознаны при мониторинге
  • Появление микотоксинов нового типа создаёт дополнительные риски
  • Микотоксины обладают высокой стабильностью при обработке кормового сырья
  • Сложно предугадать ситуацию на животноводческом комплексе
  • Малое количество научных исследований, посвящённых взаимодействию микотоксинов с патогенными микроорганизмами.

Эффективные стратегии

Использование адсорбентов микотоксинов является эффективным решением, позволяющим контролировать количество присутствующих в организме микотоксинов путём их «связывания» в ЖКТ, что предотвращает их впитывание организмом животного. Однако не все адсорбенты микотоксинов одинаков эффективны. Эффективность любого адсорбента микотоксинов должна быть подтверждена результатами лабораторных испытаний и испытаний на животноводческом комплексе, для оценки степени предотвращения микотоксикоза (Таблица 1). В лабораторных испытаниях следует оценивать не только эффективность, но и степень защиты органов, подверженных микотоксикозу. Эффективный адсорбент микотоксинов должен обладать стабильными качественными характеристиками для сохранения своих свойств после производства кормов.

Таблица 1:Влияние Витафикс на зоотехнические характеристики и поражение ротовой полости бройлеров, в кормах которых присутствовал токсин Т-2. Возраст – 10-39 дней.  

Группа Привес (грамм)  Конверсия корма  Кол-во птиц с поражением ротовой полости Поражения ротовой полости* 
Контроль 2016 a 1.75 a 1/18 0.50 a
1.25 ppm Токсина T2 1746 b 1.94 b 15/18 28.50 c
1.25 ppm Токсина T2 + Витафибра  1972 a 1.75 a 5/18 7.50 b

Определение истинной причины возникновения проблемы – сложная задача для производителей кормов, фермеров и ветеринаров. Не всегда удаётся выяснить насколько эффективны профилактические меры. Оценка макро- и микроскопических поражений на свинокомплексе и в убойном цехе является отличным инструментом для определения степени поражения микотоксинами, а также оценки эффективности используемых адсорбентов микотоксинов. В таблицах 2 и 3 приведено описание поражения органов микотоксинами у свиней и птицы..

Таблица 2: поражение органов микотоксинами у птицы

Органы Поражения  Причина 
Ротовая полость  Язвысыпь  T2/ MAS/ DAS
Мышечный желудок  Разрывыязвы 
Железистый желудок  Гипертрофия  Циклопиазоновая к-та 
Печень  Побледнениеожирениекрошение  Печень 
Жёлчный пузырь  Бледное содержимое 
Грудкакрыльябедро  Синяки кровоизляния 
Почки  Воспаленияотложения мочевины  Охратоксин

Таблица 3: Поражение органов микотоксинами у свиней

Органы  Поражениея  Причина 
ЖКТ  Язвынекрозкровоизлияния  T2
Лёгкие  Отёк  Фумонизин 
Печень  Гепатозкрошениепобледнение 

Aфлатоксин

Желудок  Язвы 
Cелезёнка Уменьшение размерапобледнение или серый оттенок 
Пищевод  Шелушение кожиязвы  Вомитоксин
Желудок  Шелушение кожипоражения лимфыязвы 
Кожа  Некроз ушейнекроз копытскручивание кровяных телец  Эрготоксин 
Почки  Нефрозгипертрофиябелые пятна на поверхности, циста  Охратоксин 
Селезёнка  Уменьшение размераприобретение белого или серого оттенка 
Матка  Гипертрофия  Зераленон
Яичники  Циста 
Вульва Воспаление

Профилактика и тщательный выбор адсорбентов от Agrimprove помогут Вам одержать победу в битве с микотоксинами.

Написано

Josep Garcia-Sirera
Product manager

Stay up-to-date

Would you like to be kept informed of our latest developments? Register here and stay up to date.

I'm interested in(Required)
Consent(Required)
This field is for validation purposes and should be left unchanged.

Mycotoxins, a continuous battle

Mycotoxins are naturally occurring toxic metabolites posing a risk to humans as well as animals. Despite progress in diagnostic tools and solutions, full prevention of mycotoxins is very difficult. A continuous awareness and complete view on the agri-food chain is required to manage the risk of mycotoxins. Heading towards more than 9 billion people by 2050 we are facing a tremendous challenge to provide everybody with sufficient, healthy and safe food. In terms of safety, toxic substances should be avoided maximally to preserve animal and human health. However, as more extreme weather conditions arise and the competition between food and feed increases, the risk of mycotoxin exposure is expected to increase.

From field to fork

Production of mycotoxins in the field or during storage depends on many factors including temperature, humidity and stress factors. Despite preventive measures most feedstuffs are contaminated by at least one mycotoxin. Although mycotoxin formation is strongly correlated with the geographical regions, the global trade causes a cross-contamination of most mycotoxins all over the world.

Human exposure to mycotoxins is mainly caused by direct consumption of plant-derived foods such as cereals, nuts, seeds and fruits, while exposure via animal-derived food (e.g. meat, milk, eggs) is very limited and of lower public health concern. One exception is aflatoxin M1 present in milk in case of aflatoxin B1 ingestion by dairy cattle. Aflatoxin is carcinogenic and its presence in food and feed is strictly regulated by governmental authorities. Despite the limited risk of mycotoxins passing from the feed to food chain, mycotoxins can have a serious impact on the efficiency in animal production.

The effectiveness of any mycotoxin adsorbent has to be tested, performing in vitro and in vivo evaluations

Mycotoxin in animal production

Mycotoxin problems are difficult to diagnose at farm level. In the minority of cases, mycotoxins are present at high contamination levels resulting in clinical symptoms. Vomiting, swollen vulva, oral lesions and swollen kidneys are some symptoms that can be related to specific mycotoxins. In most cases however, mycotoxins are present at low levels resulting in subclinical effects. The outcome is a reduced and less efficient (re)production, increased vulnerability for diseases and an overall lower health status. Due to unspecific effects mycotoxins are often missed as a cause of problems and can therefore be considered a hidden risk.

Risk management

Independently of the geographical region, most feed producers worldwide recognize the effect of mycotoxins on animal health and performance. In order to manage the risk of mycotoxins, a control plan is often in place starting with a thorough screening process avoiding the use of contaminated raw materials

However, despite measures taken, it is not always possible to fully avoid mycotoxins in final feeds and their negative effects on the animal. This can be explained by a number of factors:

  • Availability of high-quality raw materials depends on the year-to-year weather conditions, market conditions, prices and formulation needs
  • The outcome of raw material screening heavily depends on the quality of sampling
  • Not all raw materials are screened on all mycotoxins
  • Masked mycotoxins are not detected during screening
  • Emerging mycotoxins might pose a risk we are not aware of
  • Low levels of multiple mycotoxins might result in synergistic effects
  • Mycotoxins are highly stable and resistant to feed manufacturing processes
  • It is difficult to predict the farm specific conditions
  • Limited knowledge and research to the interactions between mycotoxins and pathogens

Proven strategies

An effective strategy to prevent negative effects should work independently of the many uncertainties previously mentioned. In this regard, application of mycotoxin binders in feed offers a great tool as they capture any present mycotoxins in the gastro-intestinal tract preventing mycotoxin absorption in the animal. However, not all toxin binders are evenly effective. The effectiveness of any mycotoxin adsorbent has to be tested, performing in vitro and in vivo evaluations, to demonstrate a statistically significant response in the prevention of mycotoxicosis (Table 1). In the in vivo trial, not only performance but also the protection of target organs or biomarkers linked to specific mycotoxins should be evaluated. Moreover, an effective toxin binder should have consistent quality results demonstrated around the world and remain effective after feed manufacturing processes.

Table 1: Beneficial effect of Vitafix on performance and oral lesions of
broilers fed T-2 toxin from 10 to 39 days of age

Treatment Body weight gain (g) FCR # of birds with oral lesions Incidence of oral lesions*
Control 2016 a 1.75 a 1/18 0.50 a
1.25 ppm T2 Toxin 1746 b 1.94 b 15/18 28.50 c
1.25 ppm T2 Toxin + Vitafibra 1972 a 1.75 a 5/18 7.50 b

a,b,c Means within columns with no common superscripts differ significantly (P≤0.05) Number of birds with oral lesions x severity of lesions (score 0-3)

For feed producers, farmers and veterinarians it is often a challenge to find out the real cause of problems. It is even not always clear whether the preventive measures are really effective. Evaluation of macro- and microscopic lesions at farm or slaughterhouse level offers a great additional tool to evaluate the damage of mycotoxins and can also serve to check whether any preventive measures, e.g. application of a toxin binder in feed, are effective. Table 2 and
3 show the organ lesions that can be caused by mycotoxins in pigs as well as poultry.

Table 2: Organ lesions due to mycotoxins in poultry

Organs Lesion Cause
Oral cavity Ulcers, plaques T2/ MAS/ DAS
Gizzard Erosion, ulcer
Proventriculus Enlargement Cyclopiazonic acid
Liver Pale, fatty, friable Liver
Gall bladder Pale content
Beast/ wing/ thigh Bruises/ hemorrhages
Kidney Inflammation, urate deposits Ochratoxin

Table 3: Organ lesions due to mycotoxins in pigs

Organs Lesion Cause
Gastro-intestinal tract Ulcers, necrosis, hemorrhages T2
Lung Edema Fumonisin
Liver Hepatosis, friable, pale

Aflatoxin

Stomach Ulcer
Spleen Size reduction, grayish or whitish
Esophagus Epithelial desquamation, ulcers Vomitoxin
Stomach Epithelial desquamation, lymphoid reaction, ulcer
Skin Eer necrosis, hoof necrosis, tortuous blood vessels Ergotoxine
Kidney Nephrosis, hypertrophy, whitish spots in surface, cysts Ochratoxin
Spleen Size reduction, grayish and whitish coloration
Uterus Hypertrophy Zearalenone
Ovary Cysts
Vulva Vulvovaginitis

A preventive approach, including the thoroughly substantiated range of toxin binders within Agrimprove, combined with the follow up by specialized pathologists ensures a solid strategy to win the mycotoxin battle.

Written by

Kevin Vanneste
Product manager
+324 99 23 90 97